Нередко можно слышать критику веками существующего порядка содержания храмов за счет средств их прихожан. Но сегодня Церковь не имеет других источников дохода, кроме добровольных пожертвований верующих людей.
Давайте вспомним мудрые слова блаженного Августина: «Возлюби Бога и делай, что хочешь». Ключевым в этом высказывании является первое слово – возлюби. Оно же и определяет границы того, что мы можем и должны делать. Если мы любим Бога, то наш долг – помогать дому Божьему. Так же и любой человек, любящий свою семью, будет ее содержать, заботиться о ней. Сам Господь повелел приносить в храм пожертвования: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношение; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне (Исх. 25. 1).
Пожертвование – это не только средства на существование храма, это показатель духовной жизни человека. Церковь Христова – неотъемлемая часть жизни христианина, храм нуждается в нашей заботе, в том числе материальных вложениях. Эти вложения не обязательно должны исчисляться деньгами – не каждый может внести именно такую лепту. Но можно найти время и убраться в храме, помыть пол, украсить храм цветами. Большое счастье и честь потрудиться в доме Божием. Храм, как бы возвышенно мы о нем ни думали, как любой дом, требует ухода, ремонта, реставрации, приобретения новой утвари, расходов на отопление, электроэнергию, облачение для священников, оплату труда церковных работников, содержание воскресных школ, помощь многодетным и малоимущим прихожанам и т.д. В храмах нет изобилия, зато очень много материальных затрат.
Какую часть своего дохода нужно жертвовать на храм? В Ветхом Завете была десятина, существует ли эта мера сегодня? Или следует жертвовать столько, сколько не жалко?
Церковного правила на этот счет нет. Десятина – это ветхозаветная традиция, но она может и сегодня быть подсказкой для человека, который не может сам решить, какую часть своих доходов – пятую или двадцать пятую – пожертвовать на храм. Господь облегчает такому человеку задачу, дав ему ориентир в Ветхом Завете. Смысл заповеди Божьей о десятине состоит в том, чтобы человек признал, что все, что он имеет, дано ему Богом, и в благодарность за это он жертвует на Божий храм часть из того, что дал ему Господь. Какова вера, такова и мера этой жертвы. Безусловно одно: христианин должен участвовать в жизни своего прихода и помогать храму.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, если ставишь свечи и при этом скупишься, то «напрасна и жертва твоя Богу». Всякое ли пожертвование и от всякого ли человека Богом принимается?
То, что сказано святым праведником отцом Иоанном, изречено из великого любящего христианского сердца. Святой Иоанн Кронштадтский был известен безмерной щедростью. Он творил милостыню постоянно и оставил после себя на земле неимоверный след добрых дел. Это храмы, больницы, приюты, богадельни, школы и огромное число нуждающихся людей, получивших из рук кронштадтского пастыря помощь. На его содержании были сотни бедных семей, сирот, нищих, вдов. Ему как святому человеку трудно понять того, кто с трудом отрывает от себя копейку, скрепя сердце подает милостыню нуждающемуся.
Святой Иоанн Кронштадтский – идеал милосердия, идеал жертвователя. А есть унылые грешники, которые, возможно, впервые решаются подать просящему или принести в храм свои кровные. У них не один раз рука вспотеет, прежде чем они опустят в кружку монету. Но, как сказано в Писании, Господь и намерения целует (Евр. 4. 12). Если еще вчера человек вообще не собирался кому-то что-то жертвовать, а сегодня он себя преодолел, победил свою жадность, свое равнодушие, неужели Господь не примет его жертвы? Господь всех нас видит и понимает, что для кого-то и этот маленький добрый поступок – уже победа над собой.
Преподобный Петр Дамаскин так говорит о необходимости милостыни: «Бедный может быть жив и без того, что просит у кого-либо, но без того, чтобы быть по возможности милостивым, не может быть жив или спастись никто». В одной из Заповедей Блаженств прямо сказано: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5. 7).
Люди, далекие от Церкви, нередко критикуют ее за взимание платы за требы, свечи, церковные таинства. При этом ссылаются на евангельскую историю, когда Господь с гневом изгонял из храма торговцев и менял…
Христос выгонял не служителей храма, не левитов, не священников, а тех, кто приносил в храм для продажи жертвенных животных. Люди ссылаются на этот эпизод, не зная ни исторического контекста, ни традиций иудейского народа, ни Священного Писания. Они не могут представить в притворе современного храма мычащих и блеющих животных, грязь, запах, толчею и менял, делающих свой бизнес в стенах храма.
У нас, слава Богу, не такая ситуация. Церковь не занимается торговлей для наживы. Распространение икон, крестиков, свечей, церковной литературы – часть ее миссии на земле и возможность собрать пожертвования на содержание храма.
К сожалению, есть и потребительское отношение к Церкви. Но если человек, считающий себя христианином, не хочет принести в храм копейку, значит, кто-то другой сделает это за него. Жертвовать на храм значит подражать Богу, а Он пожертвовал ради нас Своей жизнью.
Бытует такое стереотипное мнение, что государство помогает Церкви. И многие люди уверены в этом.
Все зависит от исторических традиций, религиозной однородности населения, других факторов. Статус Православия, например, как господствующей религии закреплен в конституции Греции, в некоторых других странах.
Но в большинстве стран современного мира государство не вмешивается в дела Церкви, к ним относится и Россия. Церковь отделена от государства и никаких привилегий не имеет. Есть примеры соработничества, когда власть помогает – не деньгами, конечно, но может найти спонсора, помочь информационно в продвижении каких-то церковных проектов и т.д.
Но в основном Церковь все делает для себя сама, с помощью прихожан и благотворителей.
Источник: prichod.ru
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...
Подробнее...