Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Существуют праздники переходящие и не переходящие. Не переходящие праздники в церковном году совершаются в одни и те же числа, как и ныне празднуемый праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздники же переходящие связаны с празднованием Пасхи, и в зависимости от того, когда Пасха, исчисляются и эти праздники, как Вознесение, Троица и седмицы по Пятидесятнице, когда происходит чтение того или оного отрывка из Евангелия и Апостола. И вот иногда чтение не переходящего праздника, вкупе с чтением переходящим, дают удивительную картину духовной жизни, как и сегодня случилось.
Мы слышали с вами о человеке, безусловно, труженике, не разбойнике, который своими трудами взрастил урожай, как об этом повествует и Святое Писание, говоря, что у человека некоего угобзилась, то есть выросла, большая нива. Много плодов, и человек не просто посеял, не просто взращивал эти плоды, он сумел еще собрать урожай и сложить в житницу. Казалось бы, все это так по-человечески понятно, и как бы мы этого человека назвали? Конечно же, человеком мудрым, потому что он не оставил зерно загнивать на улице, как это бывало в советских колхозах и встречается даже и в наши дни. Он убрал весь урожай, но праведного от неправедного очень часто отделяет самая малость. Вот и этот человек, все совершив праведно, сказал сам в себе, в своей душе: «Душа моя, много у тебя богатства на лета многие, ешь, пей, веселись!» Что же он слышит в ответ? Вовсе не приговор Божий, вовсе не слово о казни, а слышит любящие слова, располагающие человека к покаянию. «Безумне, а подумал ли ты о том, что в эту ночь твою душу отнимут у тебя? Ты собрал урожай… Для кого?»
Опять же, мы сейчас удивляемся богатству олигархов, расслоению общества на бедных и богатых, удивляемся, ну куда же человеку требуется еще, ну сколько человеку нужно? Подсчитано, что за свою жизнь человек выпивает столько-то воды, съедает столько-то хлеба, к примеру, две тонны картошки всего-то за жизнь человек съедает, и требуется на это всего шестьсот тысяч рублей на всю жизнь человека… На еду, на покушать, на всю жизнь… Куда же миллионы обратить, а миллиарды? И вот слышится, что заготовили на несколько поколений, и видим, что мало есть тех, кто в поколениях пользуется этими благами и этими богатствами, чаще всего нажитыми неправедным трудом. Кому же готовится это? Во имя будущего? Но какого будущего? Будущего нет… Думал ли тот человек, когда собирал богатства, что окажется в тюрьме, думал ли, что бросится из окна своего особняка, думал ли, что лишится родины и уедет в мокрую Англию, думал ли, что лишится даже жизни своей? И многие-многие люди, собирающие богатства, «в себя» богатеющие, именно к такому печальному приговору идут. «Безумнее, в ночь сию душу твою истяжут от тебя».
Мало — посеять, мало — ухаживать, мало — собрать. Надо еще и грамотно распорядиться тем, что во многом Господь тебе дал. И само отношение к этому: не я себя сделал, не я собрал богатства, я такой же труженик, как и все… Господь мне дал, мне дал Господь, мне, с вечной душой, идущему в вечность, дал временное, чтобы посмотреть, как во времени я распоряжусь этим, и как это временное соприкоснется во мне с вечным.
Вот, что самое главное здесь, в этой притче. Как же человек может богатеть в Бога, показывает нынешний праздник, Введение. Что значит Введение? Ведь Сама Пресвятая Богородица, будучи совсем маленькой девочкой 3 лет, взошла по пятнадцати ступеням храма. Введение… Наверное, было бы более правильно сказать, вхождение Пресвятой Девы во храм, но говорится — введение, потому что слово «введение» очень сильно отличается от слова «вхождение». Вхождение предполагает такое же легкомысленное исхождение, в введение — это нечто более серьезное. Введение предполагает того, кто вводит… Но разве не самая главная здесь Пресвятая Богородица? Однако, по смирению Своему, Она позволяет, чтобы Ее ввели в храм те, кто представлял законность — первосвященник. И вводят Ее не просто в храм, а во Святая Святых, как если бы мы сейчас какую-нибудь девочку ввели бы в алтарь Господень. И тем более сейчас много храмов, слава Богу, их все больше и больше становится, тогда же был один единственный храм, и Святая Святых — то место, куда заходил первосвященник всего лишь один раз в год с жертвенной кровью.
Введение во храм… Человек на протяжении своей жизни углубляется во многое из того, что ему впоследствии никогда не понадобится. Узнает премудрость точных наук, изучает иностранный язык методом глубокого погружения, углубляется в изучение русских классиков, поэзии, какого-нибудь панк-рока или рэпа. Человек углубляется, вводит в себя свой ум, и здесь очень важно значение Введения. Введение куда? Во храм…
«Дом Мой домом молитвы наречется», — сказал Господь. «Введение во храм» — это введение в постоянный подвиг, подвиг единения с Богом, единения со Христом. «Пресвятой Богородицы»… Почему Деву называют Пресвятой, а не просто «Владычицей нашей Богородицей»? Предлог «пре» говорит о превосходной степени. Святую святых вводят во Святая Святых. Она, как мы поем в церковных песнопениях, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, вот поэтому Ее называю Пресвятой. А почему называют Владычицей? Где Ее владычество и где то, чем Она владеет? Это очень просто понять из слов той молитвы, с которой мы обращаемся к Деве. Пресвятая Богородице, спаси нас. Мы не говорим о том, чтобы Она ходатайствовала о нас перед Богом, и не только это говорим, как тогда, когда обращаемся к другим святым, а прямо Ей говорим: спаси нас. И если мы так обращаемся к Ней, значит, веруем, что есть власть у Пресвятой Владычицы нас спасти. Ее владычество — это наши с вами души, это наши с вами сердца.
«Владычицы нашей Богородицы»… Не Владычице кого-то, а нас, каждого из нас. Истинно Богородицы, ибо Бога родила Дева, Невместимое поместилось в девичьей утробе. Что не могли понять многие и многие, уклоняясь в ереси, называя Богородицу то Христородицей, то Человекородицей… Богородица, то есть Бога родила, и Приснодева, потому что Она осталась Девой и до Рождества, и после Рождества Христа Бога нашего. «Марии»… Имя Мария, опять же, переводится как госпожа.
Итак, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вот какой праздник мы сегодня празднуем. К чему же призывает нас сегодняшний праздник? А призывает нас к благоговейнейшему отношению к храму, которое было у Матери Божией, призывает чтить святый храм Божий, чтобы мы совводились благодатью с Матерью Божией в храм Господень, так, чтобы храм Божий пребывал в наших душах, чтобы, выходя из храма, мы святость храма несли бы нашим близким и, поздравляя их с праздником, рассказали бы им о великом смирении Божией Матери, о Ее великой любви к нам, людям.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.
Священник Алексей Пшеничников